Безопасность детей
Проведение мероприятий по безопасности детей
- С детьми. Формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях
- С сотрудниками. Изучение нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечение контроля за исполнением данных инструкций
- С родителями. Консультации, родительские собрания, проектная деятельность в соответствии с программой по ОБЖ
Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха
Коллектив ДОУ обеспечивает безопасность детей с учётом современных требований и строит свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:
- охрана жизни и здоровья детей
- противопожарная и техногенная безопасность
- предупреждение дорожно-транспортного травматизма
- обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов
Основные задачи
- Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства
- Наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства
- Аттестация образовательного учреждения по созданию медико-социальных, организационно-технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса
- Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания
- Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима
- Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций
- Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения
- Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения
Законодательная база по охране жизни и здоровья детей
- п. 3 ст. 41 Конституции Российской Федерации
- Закон об основных гарантиях прав ребёнка
- Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
- ст. 1064 Гражданского кодекса
- ст. 1065 Гражданского кодекса
- ст. 63 Семейного кодекса
- ст. 65 Семейного кодекса
- Закон об образовании
- ст. 6, 19 Конвенции по правам ребёнка
- Приказ Минобразования от 15.01.2002 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 07.08.2000 № 2414 «О принятии мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений» и Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 26.04.2002 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»
- Письмо Минобразования от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
- Письмо Минобразования от 27.11.2015 № 08-2228 «Методические рекомендации по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях»
- Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Устав ДОУ и родительский договор
Материалы для работы с детьми
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Ребёнок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ — М., 1998 Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ
- Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры — СПб.: Детство-пресс, 2010
Обеспечение безопасности детей
- Вход в детский сад осуществляется строго в соответствии с групповыми списками
- Запрещается вход в детский сад посторонних лиц, не имеющих отношения к воспитанникам и сотрудникам учреждения
- Запрещается отдавать детей незнакомым лицам и лицам до 18 лет
- Необходимо требовать от родителей личной передачи ребёнка воспитателю с рук на руки, не допускать передачу ребёнка воспитателю соседней группы, другому сотруднику, вахтёру, сторожу и пр.
Для обеспечения безопасности детей в саду имеются:
- металлические двери
- тревожная кнопка
- система пожарной сигнализации
- план эвакуации детей
- видеонаблюдение
В детском саду делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Со стороны методической службы проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:
- семинары
- вопросы рассматриваются на педагогических советах
- создана соответствующая развивающая среда
- разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасности
- ежегодно проводятся месячники пожарной безопасности
- ежеквартально проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала детского сада на случай возникновения пожара
Информационная безопасность
В данном разделе представлены материалы для родителей (законных представителей) воспитанников по актуальной теме "Информационная безопасность" рекомендации по решению ряда проблем связанных с сетевыми угрозами.
Уважаемые родители!
Если ваши дети пользуются Интернетом, вы, без сомнения, беспокоитесь о том, как уберечь их от неприятностей, которые могут подстерегать в путешествии по этому океану информации. Значительное распространение материалов, предназначенных только для взрослых или неприемлемых для детей по какой-либо другой причине, может легко привести к неприятным последствиям. Кроме того, в Сети нередко встречаются люди, которые пытаются с помощью Интернета вступать в контакт с детьми, преследуя опасные для ребенка или противоправные цели.
Меры предосторожности.
Побеседуйте с детьми. Первое, что необходимо объяснить: нахождение в Интернете во многом напоминает пребывание в общественном месте. Значительная часть опасностей, подстерегающих пользователя, очень схожи с риском, возникающим при общении с чужими людьми. Дети должны четко понимать: если они лично не знают человека, с которым общаются в Сети, это равносильно общению с незнакомцем в реальной жизни, что запрещено.
Основные правила для родителей.
1. Будьте в курсе того, чем занимаются ваши дети в Интернете. Попросите их научить вас пользоваться различными приложениями, которыми вы не пользовались ранее.
2. Помогите своим детям понять, что они не должны размещать в Сети информацию о себе: номер мобильного телефона, домашний адрес, номер школы, а также показывать фотографии (свои и семьи). Ведь любой человек может это увидеть и использовать в своих интересах.
3. Если ваш ребёнок получает спам (нежелательную электронную почту), напомните ему, чтобы он не верил написанному в таких письмах и ни в коем случае не отвечал на них.
4. Объясните детям, что нельзя открывать файлы, присланные незнакомыми людьми. Эти файлы могут содержать вирусы или фото-, видеоматериалы непристойного или агрессивного содержания.
5. Объясните, что некоторые люди в Интернете могут говорить неправду и быть не теми, за кого себя выдают. Дети никогда не должны самостоятельно, без взрослых встречаться с сетевыми друзьями, которых не знают в реальной жизни.
6. Постоянно общайтесь со своими детьми, рассказывайте, советуйте, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в Интернете.
7. Научите своих детей правильно реагировать, если их кто-то обидел в Сети или они получили/натолкнулись на агрессивный контент. Расскажите, куда в подобном случае они могут обратиться.
8. Убедитесь, что на компьютере, которым пользуются ваши дети, установлены и правильно настроены средства фильтрации.
Помните! Эти простые меры, а также доверительные беседы с детьми о правилах работы в Интернете позволят вам чувствовать себя спокойно, отпуская ребёнка в познавательное путешествие по Всемирной сети.
ПАМЯТКИ, БУКЛЕТЫ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
- Памятка для родителей об информационной безопасности детей
- Защищаем детей в Сети: руководство для родителей
- 7-я.ру - самый семейный сайт
- Признаки компьютерной зависимости у ребёнка
- Рекомендации для заботливых родителей
- Классификация интернет-угроз
- Программа "Родительский контроль"
- Памятка "Безопасность ребёнка в Интернете"
- Коммуникационные риски для детей в сети Интернет
- Памятка "Весь белый свет в окошке монитора"
ОТВЕТЫ НА ПОПУЛЯРНЫЕ ВОПРОСЫ
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
Как соблюдать безопасность при хождении по сайтам и при пользовании электронной почтой?
Как сформировать у детей навыки безопасного поведения в сети Интернет?
Сколько времени ребенок может проводить за компьютером?
Ребёнок скачивает много музыки из Интернета. Законно ли это?
Следует ли использовать программу контроля за поведением ребенка в Интернете?
Ребёнок часто, отходя от компьютера, посылает своим друзьям подробные сообщения о том, где он находится в это время. Хорошо это или плохо?
Детские безопасные сайты
Центр Безопасного Интернета в России.http://www.friendlyrunet.ru /- Фонд «Дружественный Рунет».
www.ms-education.ru и электронный курс программы «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет
http://www.nedopusti.ru/ — социальный проект по защите прав детей «Не допусти»
Nachalka.info — учись, играй, развивайся!
lib/1sentember.ru — Школьная библиотека
skazvikt.ucoz.ru – Литературный детский журнал
Российская библиотечная ассоциация
Российская школьная библиотечная ассоциация
schoollibrari.ioso.ru – Сайт школьная библиотека
Общественно-государственная экспертиза учебников
Российский образовательный портал
Электронная библиотека художественной литературы
lib.aldebaran.ru – библиотека Альдебаран
Русская виртуальная библиотека
Коллекция электронных словарей
Президентская библиотека Б.Ельцина
Антитеррористическая безопасность
Уважаемые родители! Что такое терроризм?
Терроризм – это одно из самых страшных преступлений. Бандиты совершают его, чтобы добиться своих злых целей.
Для этого они нагнетают страх в обществе и совершают насилие над ЛЮДЬМИ. Все террористы – преступники, и после того, как они попадают в руки стражам порядка, их судят и сажают в тюрьмы.
Скорее всего, вам не придется столкнуться с этим страшным злом – терроризмом, но, к сожалению, угроза терактов существует, и лучше всего быть к ней готовым.
Мы расскажем вам о том, что делать, если теракт все же произошел.
РОДИТЕЛИ!
Вы отвечаете за жизнь и здоровье ваших детей. Разъясните им, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность.
Общие правила безопасности:
К террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует быть настороже всегда. Следует проявлять особую осторожность на многолюдных мероприятиях с тысячами участников, в популярных развлекательных заведениях, торговых центрах.
- Обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи
- На подозрительные телефонные разговоры рядом стоящих лиц
- На сдаваемые или снимаемые по соседству квартиры, подвалы, подсобные помещения, склады, вокруг которых наблюдается странная активность
- Остерегайтесь людей с большими сумками, баулами и чемоданами, особенно, если они находятся в неожиданном месте (например, с баулом в кинотеатре или на празднике). Несмотря на то, что этот человек, скорее всего, окажется туристом или торговцем, все же лишняя осторожность не повредит)
- Не поднимайте забытые посторонними людьми вещи: сумки, мобильные телефоны, кошельки и т.п.
- Будьте особо бдительными и остерегайтесь людей, одетых не по сезону. Если вы видите летом человека, одетого в плащ или толстую куртку – будьте особенно осторожны – под такой одеждой террористы чаще всего прячут бомбы. Лучше всего держаться от него подальше и обратить на него внимание сотрудников правоохранительных органов
- Специалисты сообщают, что смертник, готовящийся к теракту, обычно выглядит чрезвычайно сосредоточено, губы плотно сжаты, либо медленно двигаются, как будто читая молитву
- В семье надо разработать план действий при чрезвычайных обстоятельствах. У всех членов семьи должны быть номера телефонов, адреса электронной почты друг друга для срочной связи. Также необходимо назначить место встречи, где вы сможете встретиться с членами вашей
- семьи в экстренной ситуации. В случае эвакуации, обязательно возьмите с собой ваш набор предметов первой необходимости и документы
БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!!!
ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ЗВОНИТЕ ПО мобильному телефону:
МЧС, ПОЖАРНАЯ ЧАСТЬ 101
ПОЛИЦИЯ 102
СКОРАЯ ПОМОЩЬ 103
ГАЗОВАЯ СЛУЖБА 104
СЛУЖБА СПАСЕНИЯ 112
Законодательные и нормативные акты по антитеррористической защищённости
Федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму»
Закон РФ от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности»
Закон РФ от 05.03.1992 №2446-I «О безопасности»
Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» от 15.02.2006 г №116
Памятка для родителей о необходимости использования светоотражающих элементов.
В целях снижения количества ДТП с участием детей-пешеходов и популяризации использования юными пешеходами светоотражающих элементов регулярно проводятся информационно-пропагандистские акции «Засветись, стань заметней на дороге!».
Светоотражатель на на одежде - на сегодняшний день реальный способ уберечь ребенка от травмы на неосвещенной дороге. Принцип действия его основан на том, что свет, попадая на ребристую поверхность из специального пластика, концентрируется и отражается в виде узкого пучка. Когда фары автомобиля «выхватывают» пусть даже маленький световозвращатель, водитель издалека видит яркую световую точку. Поэтому шансы, что пешеход или велосипедист будут замечены, увеличиваются во много раз. Например, если у машины включен ближний свет, то обычного пешехода водитель увидит с расстояния 25-40 метров. А использование световозвращателя увеличивает эту цифру до 130-240 метров! Маленькая подвеска на шнурке или значок на булавке закрепляются на одежде, наклейки - на велосипеде, самокате, рюкзаке, сумке. На первый взгляд световозвращатель выглядит как игрушка. Но его использование, по мнению экспертов по безопасности дорожного движения, снижает детский травматизм на дороге в шесть с половиной раз! Световозвращатель не боится ни влаги, ни мороза – носить его можно в любую погоду.
Виды светоотражающих элементов Световозвращающий элемент – изделие, не являющееся предметом одежды и используемое в качестве вспомогательного средства для обеспечения видимости человека. Подвешиваемый световозвращатель (подвеска) – изделие, подвешиваемое на одежду или часть тела, которое при необходимости можно легко подвешивать и снимать. Съемный световозвращатель (значок) – изделие, временно прикрепляемое к одежде или надеваемое на какую-либо часть тела и снимаемое без помощи инструментов. Несъемное световозвращающее изделие (наклейки) – изделие, предназначенное быть постоянно закрепленным. Гибкое световозвращающее изделие (браслет) – изделие, способное наматываться на стержень в любом направлении без видимой деформации. Площадь световозвращающего элемента должна составлять не менее 15 – 50 квадратных сантиметров. Как правильно носить? Световозвращающие элементы нужно прикрепить к верхней одежде, рюкзакам, сумкам, велосипедам, роликам или детским коляскам таким образом, чтобы при переходе или движении по проезжей части на них попадал свет фар автомобилей.
Рекомендуется закреплять световозвращатели с двух сторон объекта, чтобы световозвращатель оставался видимым во всех направлениях к приближающимся. Теперь о требованиях к световозвращателям: в ПДД таких требований нет. Ни по цвету, ни по форме, ни по размеру, ни по месту размещения. Главное, чтобы световозвращающие элементы присутствовали и были видны водителям.
Уважаемые родители (законные представители)! Обращаем Ваше внимание на необходимость в приобретении для детей световозвращающих приспособлений (фликеров). Использование световозвращающих приспособлений (фликеров) — одна из мер, позволяющих сделать пешехода заметным в темное время суток. Это могут быть как элементы одежды, так и специально изготовленные шевроны, наклейки, значки, браслеты и подвески
Детям о безопасности на железной дороге
Информация о случаях травмирования несовершеннолетних в зоне движения поездов | |
№ п/п | Обстоятельства случаев |
1. | В городе Киселевск несовершеннолетний, переходив через железнодорожные пути по пешеходному переходу, оборудованному световой и звуковой сигнализацией, на запрещающий сигнал светофора был смертельно травмирован в результате наезда подвижного состава. На травмированном обнаружены наушники.
Основные причины травмирования несовершеннолетнего:переход по пешеходному переходу при запрещающем сигнале светофора;использование наушников для прослушивания музыки, находясь на объектах железнодорожного транспорта. |
2. | В городе Тайга несовершеннолетний шел домой с друзьями вдоль железнодорожных путей, в этот момент по железнодорожным путям проходил грузовой поезд. Несовершеннолетний подбежал к последним вагонам проходившего поезда, чтобы зацепиться за подножку и прокатиться «зацепом», но не допрыгнул до поручня, в связи с чем упал. Нога пострадавшего попала под колеса вагона.
Основные причины травмирования несовершеннолетнего:«Зацепинг» проезд на элементах железнодорожного подвижного состава, не оборудованных для этих целей. |
3. | В городе Новосибирск 3 ребенка возвращались домой из учебного заведения в месте несанкционированного прохода через железнодорожные пути. Решив перебежать перед приближающимся поездом, 2 ребенка успели, 1 малолетний ребенок остался в габарите подвижного состава, в результате был смертельно травмирован от наезда подвижного состава.
Основные причины травмирования несовершеннолетнего: переход через железнодорожные пути в местах, не предусмотренных для этого. |
4. | На станции Топки несовершеннолетний решил прокатиться на проходящем поезде и взялся за поручень вагона. Запнувшись о предельный столбик, упал, в результате падения ноги пострадавшего попали под колесную пару грузового поезда.
Основные причины травмирования несовершеннолетнего:«Зацепинг» проезд на элементах железнодорожного подвижного состава, не оборудованных для этих целей. |
5. | В городе Новосибирск на сортировочной горке перед роспуском вагонов, несовершеннолетний решил перебежать на противоположную сторону железнодорожного пути. В результате был смертельно травмирован.
Основные причины травмирования несовершеннолетнего: переход через железнодорожные пути в местах, не предусмотренных для этого. |
6. | В городе Новосибирск несовершеннолетняя, переходившая по пешеходному переходу через железнодорожные пути, разговаривая по мобильному телефону, не убедилась в отсутствии приближающего подвижного состава, в результате была смертельно травмирована.
Основные причины травмирования несовершеннолетнего: использование сотового телефона, находясь на объектах железнодорожного транспорта. |
7. | В городе Хабары подростки с целью сделать «селфи» забрались на платформу с контейнером, вследствие чего один из подростков задел правой рукой контактный провод, в результате чего был поражен электрическим током.
Основные причины травмирования несовершеннолетнего: использование сотового телефона, находясь на объектах железнодорожного транспорта;нахождение на крыше железнодорожного подвижного состава. |
8. | В поселке Коченёво несовершеннолетние находились на пассажирской платформе железнодорожной станции. Одна из несовершеннолетних зашла за ограничительную линию у края пассажирской платформы во время движения поезда в пределах пассажирской платформы, в результате была травмировано ступеньками прибывающей пригородной электрички.
Основные причины травмирования несовершеннолетнего: нахождение за ограничительной линией у края пассажирской платформы во время движения поезда в пределах пассажирской платформы. |
9. | В городе Обь несовершеннолетняя переходила железнодорожные пути в несанкционированном месте, на несовершеннолетней был надет капюшон и наушники, не убедившись в отсутствии приближающего подвижного состава, была смертельно травмирована.
Основные причины травмирования несовершеннолетнего: переход через железнодорожные пути в местах, не предусмотренных для этого; использование наушников для прослушивания музыки, находясь на объектах железнодорожного транспорта. |
Правила пожарной безопасности для детей
Вот некоторые правила пожарной безопасности для детей:
- Никогда не играйте со спичками и зажигалками — это может стать причиной пожара и ожогов.
- Уходя из дома или комнаты, не забывайте выключить электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и т.д.
- Не сушите бельё и вещи над плитой, вблизи открытого огня, на обогревателе — они могут загореться.
- Без взрослых не подходите к печке и не открывайте печную дверцу — от выпавшего уголька может загореться дом.
- Никогда не зажигайте фейерверки, свечи, бенгальские огни, петарды, пиротехнические изделия без взрослых.
- Не играйте с аэрозольными баллончиками.
Если пожар произошёл, следует:
- Немедленно вызывайте пожарных по телефону «101» или «112», назовите свою фамилию, точный адрес пожара.
- Позовите на помощь взрослых, кричите: «Пожар!».
- Срочно покиньте задымлённое помещение.
- Если помещение, в котором вы находитесь, сильно задымлено, намочите платок или полотенце водой и дышите через него, пригнитесь к полу и двигайтесь по направлению к выходу вдоль стены на четвереньках.
- Не возвращайтесь в горящее помещение.
- Если на вас загорелась одежда, падайте на землю, на пол, перекатывайтесь, чтобы сбить пламя и потушить огонь.
Помните, что пожар легче предупредить, чем потушить.
Обучающие мультфильмы о безопасности для детей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Строкинский детский сад" , предлагает к просмотру видео материал для детей по профилактики безопасности детей
Уроки тетушки Совы: уроки осторожности https://www.youtube.com/watch?v=PVSePWtt31c
Смешарики: Азбука безопасности https://www.youtube.com/watch?v=XUeoJ949j4E
https://www.youtube.com/watch?v=c59aPRiLfA4
https://www.youtube.com/watch?v=8blLP62rUt0
Безопасность с царевной https://www.youtube.com/watch?v=UXubJ3WOn9g
Аркадий Паровозов спешит на помощь https://www.youtube.com/watch?v=kTUzeBJv3zo
https://www.youtube.com/watch?v=p3x17Cx1SC8
https://www.youtube.com/watch?v=dvn1-dNxAFA
Безопасность детей на водоёмах
Вот некоторые меры безопасности для детей на водоёмах в летний период:
- Детям категорически запрещено купаться без присмотра взрослых.
- Не разрешайте детям плавать на подручных средствах, например, на надувных игрушках или матрацах. Они могут лопнуть, и ребёнок окажется в воде.
- Не разрешайте детям нырять в незнакомых местах. Под водой могут быть камни или деревья, и такой отдых закончится, в лучшем случае, травмой.
- Следите за тем, во что играют дети, когда находятся в воде. Расскажите им, что в воде нельзя, даже играючи, «топить» своих друзей или «прятаться» под водой.
- Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением.
- Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней.
- В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.
- Не разрешается купаться натощак и раньше чем через 1–1,5 часа после еды. В воде дети должны находиться в движении. При появлении озноба немедленно выходите из воды.
- Учиться плавать дети могут только под контролем взрослых.
- При преодолении водоёмов на лодках несовершеннолетние должны быть в спасательных средствах.
Профилактика детского травматизма у детей
Основные меры профилактики детского травматизма включают:
- Организацию досуга ребёнка, включение его в интересные и полезные развивающие занятия.
- Ограничение опасных условий, обеспечение недоступности для ребёнка опасных средств и веществ.
- Запрет на пребывание ребёнка в местах, связанных с рисками для жизни и здоровья без присмотра взрослых.
- Обеспечение постоянного надзора за времяпровождением и занятиями ребёнка.
Систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев включает:
- Информирование ребёнка о видах и причинах несчастных случаев, рисках, влекущих за собой травматизм, увечья и смерть.
- Регулярное инструктирование ребёнка о правилах и мерах безопасного поведения в быту, на улицах, дороге, транспорте, на игровых и спортивных площадках.
- Обучение ребёнка (особенно подростка) противостоянию подстрекательству к опасному поведению со стороны ровесников или старших товарищей.
- Обучение ребёнка элементарным мерам первой помощи и обеспечение возможности обратиться за помощью к взрослым.